Сможет ли искусственный интеллект заменить дизайнеров? Оказывается, да

06.08.2020

С развитием технологий искусственного интеллекта и нейросетей у человека окончательно исчезает монополии на креативность, а конкуренция между человеком и машиной в «творческих» профессиях продолжает возрастать – считает профессор математики, научный советник Artezio (группа компаний ЛАНИТ) Владимир Крылов. Предлагаем вашему вниманию статью автора.

Владимир Крылов, научный советник Artezio (группа компаний ЛАНИТ)

Не так давно студия Артемия Лебедева раскрыла секрет, не дававший покоя многим дизайнерам и простым интернет-пользователям: кто же создает самые спорные и эпатажные логотипы по программе экспресс-дизайн? Оказалось, что сотрудник студии Николай Иронов, автор этих скандальных работ, – вымышленный персонаж, за которым скрывается... искусственный интеллект.

Использование ИИ в коммерческом дизайне, с одной стороны, шаг ожидаемый, с другой –  пугающий. Долгое время считалось, что эта технология не может превзойти человека в профессиях, где, кроме навыков, требуется ещё и душа. Креативность уже нельзя ассоциировать с человеком, ведь ее можно искусственно развивать. Например, нейросеть может создавать сервисы, уменьшающие объем рутинных операций дизайнеров или полностью заменить всю имплементацию проекта.

Креативность нейросетей и других нейроморфных искусственных систем можно совершенствовать, искать иные архитектуры и принципы создания выходных продуктов их творчества. И для этого нужны люди, которые ведут работу по созданию таких разработок и оценке их творческих способностей, управления процессами совершенствования систем в сторону возрастания креативности сгенерированных ими произведений.

Есть немало задач, в которых фантазия дизайнера может быть заменена искусственным интеллектом. Как правило, это работа, где потребителем является широкий круг не подготовленных к внимательному восприятию зрителей. И всегда будет аудитория искушенных специалистов – может быть, весьма небольшая, – которые не будут воспринимать продукты ИИ как креативные произведения. Но это же относится и к людям, которые только осваивают новую профессию.

Ранее заявлялось, что нейросеть не станет художником и писателем. Теперь это не так. Если нейросистема сгенерировала продукт, который был воспринят достаточно представительной аудиторией как произведение искусства, то можно ли считать имя этой разработки идентификатором некоторого художника/писателя? Если не раскрывать, кто является  создателем, например, картины – человек или компьютерная разработка, – то полагаю, что многие творения ИИ займут место в коллекциях и сборниках не хуже многих, произведенных людьми.

Вопрос – в какой аудитории это будет так восприниматься?  Если некто построил математическую модель и обучил ее генерировать контент, принимаемый представительной аудиторией как произведение искусства, должен ли он называться автором этого произведения?  Если договориться таким образом, то адаптация ИИ в творческую деятельность будет проходить еще быстрее. Почему бы тогда не изменить вопрос и не считать, что сама по себе система является только усовершенствованным мольбертом и кистью из специальных синтетических волокон, или новым музыкальным инструментом? Где граница между идеей, которая состояла в применении и нацеливании системы ИИ на создание продукта определенного типа, и собственно его созданием.

Пора признать, что у человека нет монополии на креативность. Фантазия – это гармоничная случайность. То есть ряд случайных объектов оказывается гармонично связанным, так, что это может вызвать эмоции у человека.  Я, конечно, продолжаю исходить из того, что креативность мы рассматриваем по отношению к тому, что делают люди, а не искусственный интеллект. Так вот, генерирование неких гармоничных случайностей зависит от того, насколько мощный ансамбль произвольных моментов, из которого они выбираются (генерируются), и от того, какова внутренняя организация этой совокупности. Повысить степень креативности можно усложнением организации генерирующей машины. Поэтому мы видим, как появление новых архитектур нейронных структур и использование все больших вычислительных мощностей приводит к все более частому появлению среди генерированных ИИ продуктов таких, которые вызывают эмоции, сопоставимые с теми, что зритель испытывает, когда сталкивается творческим произведением человека.

Использование ИИ в креативных профессиях уже необратимый тренд. Поэтому конкуренция между человеком и машиной обострится еще сильнее, ведь креатив — это последнее, что оправдывает существование творческих коллективов и инвестиций в «неповторимую» человеческую фантазию.

Автор: Александр Абрамов
Источник: ICT-online, 06.08.2020

Другие статьи по теме