Как пандемия изменила отношение российских компаний к ИТ

23.10.2020

Руководители ИТ-департаментов 150 средних и крупных компаний рассказали «Консист Бизнес Групп» о том, как ситуация с пандемией повлияла на их ИТ-стратегии, в каких решениях они нуждаются больше всего и какие возможности для бизнеса видят в новых реалиях


Роль CIO и финансирование ИТ

Переход на режим удаленной работы позволил многим компаниям выявить слабые места своих информационных платформ. Отличие текущего кризиса от предыдущих состоит в том, что он не только не приостановил, но и придал импульс многим проектам, которые планировались заказчиками.

Еще одно важное следствие текущего кризиса — окончательное и необратимое изменение роли ИТ-директора. Более трети (35%) респондентов удалось отстоять ИТ-бюджеты своих компаний, хотя обычно во время кризисов проекты замораживают. При этом 26% опрошенных заявили, что у них в компаниях приостановка проектов оказалась временной — реализацию перенесли на вторую половину 2020 года.

Пересмотр ИТ-стратегий

Еще один ключевой фактор — половина респондентов заявила о готовности компаний под влиянием кризиса пересматривать собственные стратегии технологического развития. Такой высокий уровень готовности к переменам свидетельствует о том, что многие компании рассматривают коронакризис как период, удобный для расширения своего бизнеса (в качестве примера можно привести новую роль электронной коммерции в ретейле).

Одновременно ответы демонстрируют и высокий уровень зрелости ИТ, в первую очередь в крупных компаниях. Неготовность половины респондентов пересматривать свои стратегии свидетельствует о том, что информационные системы справились с серьезным вызовом и компании считают выбранное ранее направление их развития верным. Это во многом объясняет и высокий процент компаний, которые не стали рассматривать сокращение своих ИТ-бюджетов как средство сокращения издержек.

Всплеск интереса к продуктовой разработке

Переход на удалённую работу вызвал резкий рост интереса компаний к работе с бизнес-приложениями: как к созданию новых, так и развитию существующих. Он вызван мгновенной реакцией бизнеса на новые обстоятельства и условия работы. Чуть менее четверти (22%) респондентов считают ключевым направлением развития ИТ проекты, нацеленные на изменение модели бизнеса компании.

Этот интерес позволяет сделать вывод, что клиентские приложения начинают вытеснять офлайн-взаимодействие, все больше окружая классические системы «верхнего уровня» (учетные и процессинговые) и дополняя их возможности. Не случайна особенная популярность таких решений, как клиентские (e-commerce, центры онлайн-обслуживания и т.п.), корпоративные коммуникационные системы, информационная безопасность, ЭДО и др.

Новые возможности развития

Пандемия дала повод расширить поиск новых путей развития бизнеса. Если в доковидное время компании стремились к развитию дистанционных каналов продаж, то теперь хотят повысить их эффективность и открыть для себя новые возможности использования e-commerce.

Кроме того, респонденты отмечают значительное возрастание роли краудфандинга (способ привлечь средства на какой-то проект или в свой бизнес с помощью специальных интернет-площадок. — РБК Pro) как средства поиска резервов внутри компании. Расширение использования коммуникационных решений во время удаленки позволяет формировать виртуальные команды для разработки перспективных проектов.

Самое главное — готовность к изменениям

Пожалуй, самый важный вывод, который можно сделать из результатов опроса, — высокая готовность российского бизнеса не просто к изменениям, а к пересмотру стратегии своего развития. Думаю, что стремление просто переждать неблагоприятные времена показало бы простой рост интереса только к одному сегменту технологий — тому, который обеспечивает удаленное взаимодействие команд. Но мы наблюдаем одновременный всплеск актуальности решений сразу нескольких классов.

И дело здесь не только в понимании, что новые условия работы стали не временным, а долгосрочным явлением. Способность технологий к быстрой (а иногда и мгновенной) реакции на перемены дает возможность пересмотра оперативных и долгосрочных планов, причем со строгим соблюдением принципа «ничего лишнего». Не случайно бизнес не просто ищет новые пути развития, а делает это с опорой на внутренние резервы. Отсюда новый всплеск интереса к разработке бизнес-приложений, востребованность аналитических решений, а также HR-систем и приложений, нацеленных на развитие персонала.

Безусловно, ситуация разнится от индустрии к индустрии и от компании к компании. Четко зафиксировать тренды для каждой отрасли, пожалуй, невозможно. Но можно проследить только общее направление изменений отношения к технологиям. И оно настраивает на позитивный лад. Кризис не только показал их возможности для обеспечения текущих потребностей бизнеса, кристаллизовалась новая роль технологий как основного средства развития бизнеса.

Источник: РБК Pro, 20.12.2019

Другие статьи по теме