Как изменилось корпоративное обучение в период пандемии

30.10.2020

Как изменился подход компаний к организации обучения во время пандемии? Чему обучают сотрудников? И какие факторы считают определяющими при выборе курсов? Рассказывает Юлия Шикова, директор учебного центра «Сетевая академия ЛАНИТ»


Пандемия оказала решающее влияние на многие сферы жизни и бизнеса. В частности, значительно изменилось корпоративное образование. Внезапный и стремительный переход в онлайн привел к необходимости перестройки как образовательной среды, так и самой системы подготовки кадров. Некоторые компании приняли решение сокращать именно эту статью расходов. Другие же увидели для себя новые перспективы в увеличении инвестиций в развитие персонала.

Изменились приоритеты в выборе направлений обучения. На первый план вышла способность быстро адаптироваться к изменениям, работать и принимать решения в условиях форс-мажора, значительно выросла ценность цифровых навыков.

Обучение сотрудников — инвестиции в выживание компании

Развитие и обучение кадров — один из важных факторов, влияющих на успех компании. Согласно данным Принстонского университета, десятипроцентное увеличение бюджета на подготовку сотрудников обеспечивает повышение эффективности работы всей организации на 9%. А в кризисные времена компетенции персонала становятся одним из главных ресурсов выживания бизнеса. Меняются подходы к обучению и образовательная среда, однако само обучение остается.

Исследование показало, что почти половина компаний-респондентов (48%) в пандемию сохранила бюджет, выделяемый на обучение сотрудников, неизменным. Это свидетельствует о том, что руководство этих организаций считает обучение значимым бизнес-фактором.

Однако более трети, 36% компаний, отметили сокращение или полное обнуление бюджета на обучение в ответ на кризисную ситуацию. Важно отметить, что подобное решение имеет обратную сторону. Ответы 60% респондентов свидетельствуют о том, что сотрудники ожидают от работодателей большего вклада в свое развитие. Экономия на обучении может обернуться снижением лояльности и продуктивности работы персонала.

Кроме финансовой составляющей, респондентов спрашивали про изменение самого подхода к обучению. Лишь у 19% организаций подход остался прежним, а 38% перешли на дистанционное обучение.

Еще до массового перехода на самоизоляцию весной 2020 года около 60% клиентов нашего учебного центра предпочли онлайн-трансляции запланированному очному обучению сотрудников. Некоторые организации использовали дистанционные курсы как возможность повысить квалификацию и лояльность работников, оставшихся без полной загрузки в сложный для бизнеса период. На 427% вырос интерес к внутренним системам дистанционного обучения и разработке курсов под них.

При этом среди организаций, выбравших дистанционный формат, доля сохранивших бюджет неизменным существенно выше. Это косвенно свидетельствует о достаточно широком восприятии дистанционного обучения как равнозначного по качеству очному, а не более дешевого аналога.

Цифровая модель компетенций

Стремительно развивающаяся цифровая среда требует от специалистов новых навыков и компетенций. Умение работать с программами и сервисами, знания и умения в области науки о данных и искусственного интеллекта становятся основой всех современных профессий. Но для достижения результата необходим системный подход к развитию цифровых компетенций. Если раньше достаточным для грамотного специалиста считалось наличие профессиональных навыков, то теперь на передний план выходит личная эффективность.

Опрос показал, что среди направлений корпоративного обучения однозначным лидером по-прежнему остается развитие hard skills для специалистов разного уровня, в первую очередь — для наиболее значимых для бизнеса опытных сотрудников.

Однако заметен и очевидный сдвиг в сторону расширения портфеля компетенций. Более трети компаний (35%) стремятся совершенствовать не только жесткие, но и гибкие навыки, направленные на эффективную коммуникацию и саморазвитие человека в цифровой среде. Это неудивительно: согласно многочисленным исследованиям, эффективность работы сотрудников на 85% зависит именно от владения soft skills.

Дорого, долго или качественно

Среди факторов, определяющих выбор обучения у респондентов, самым значимым ожидаемо оказалась стоимость. Следует заметить, что в период пандемии и кризиса низкая цена нередко становится основной причиной принятия решения в пользу тех или иных учебных программ. Однако дешевизна достигается, как правило, за счет существенной экономии на разработке и организации обучения, поэтому заключение договора на образовательные услуги требует предварительного досконального изучения прочих критериев.

Согласно опросу, следующими по значимости респонденты называют показатели статуса учебного заведения: наличие авторизованных курсов от вендоров программного и аппаратного обеспечения и технологий и выдача удостоверений о повышении квалификации. Пандемия спровоцировала шквальный рост количества онлайн-курсов, качество которых зачастую не соответствует даже минимальным требованиям к методической проработке и подаче материала. В свете этого выбор провайдера обучения не только осложнился, но и стал гораздо более критичным — от него зависит продуктивность и эффективность работы сотрудников после прохождения курсов и, как результат, отдача на инвестиции в обучение кадров. Кроме того, наличие документов о повышении квалификации и официальных сертификатов от вендоров по-прежнему считается критерием высокого уровня подготовки специалиста.

Для организаций, перешедших на дистанционное обучение, немаловажен и индивидуальный подход к обучению, хотя для остальных компаний возможность кастомизации учебных программ пока находится в низком приоритете.

Дистанционное обучение — панацея или препятствие?

Наше исследование показало, что самый предпочтительный формат обучения сегодня — дистанционный. Это логично: он более экономичен благодаря отсутствию затрат на логистику и помещения, позволяет обучать любое число сотрудников и не зависит от территориального распределения. Кроме того, современные технологии обеспечивают высокий уровень интерактивности онлайн-программ и качественную обратную связь.

Однако четверть сотрудников организаций, перешедших на дистанционную форму обучения, в качестве желаемого выбрала только очный формат. Это указывает на неполную поддержку принятого решения среди персонала. Многие специалисты по-прежнему предпочитают учиться очно. Ряд крупных организаций с началом пандемии даже отложил согласованное и оплаченное обучение до возврата к очному формату. Cлушателям важен личный контакт с преподавателем и одногруппниками и возможность учиться в полном отрыве от производства, а для работодателя это гарантия, что обучение будет пройдено полностью. Опыт онлайн-школ показывает, что многие дистанционные курсы отличаются низким процентом дошедших до конца программы — только 10–15% учащихся получают сертификаты об окончании.

Автор: Юлия Шикова
Источник: РБК Pro, 30.10.2020

Другие статьи по теме

Гибридные или мультиоблака: что выбрать Пандемия превратила облака в фактор выживания для многих отраслей бизнеса. Однако среди потребителей нет единого мнения, каким образом выстраивать облачную стратегию. Одни заказчики предпочитают гибридную модель с сохранением большей части задач на внутренней инфраструктуре приватного облака, другие расширяют пул внешних провайдеров, формируя так называемое «мультиоблако». В последнем случае возникает задача бесшовной интеграции облаков от разных поставщиков и собственной инфраструктуры: мультиоблако дает преимущества по сравнению с моновендорным подходом, однако заказчику требуется единое окно для управления «зоопарком» облаков. О том, как правильно сформировать подход к построению облаков, рассказали участники секции «Облачные технологии» CNews FORUM 2020. CNews, 25.11.2020