ИТ в образовании. Как освоить специальность с помощью цифровых платформ?

25.10.2021

Списки новых востребованных профессий соревнуются со списками работ, на которых машины заменят человека. Страна переживает бум онлайн-образования и всевозможных курсов, пользу от которых сложно оценить. Что делать людям со средним специальным образованием, переживающим, что завтра их заменит робот? Или тем, кто не может пойти в первый класс обычной школы? Как поддерживать навыки работников на надлежащем уровне? «Лента.ру» рассмотрела решения, разработанные группой компаний ЛАНИТ.


Разработка инновационных проектов для сферы образования — одно из значимых направлений группы «ЛАНИТ». Важнейшая составляющая этих проектов — цифровые платформы для школьного, профессионального и корпоративного обучения. На этих платформах дети и их родители встречаются с учителями, работодатели — с потенциальными сотрудниками, компании — с внешними специалистами по обучению персонала.

Как необычному ребенку учиться в обычном классе? Решение: платформа «Мобильное электронное образование»

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или особенностями восприятия обычно учатся в специализированных школах. Иногда в общеобразовательной школе для них создается отдельный класс. Есть возможность инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ учатся наравне со всеми. В таком случае у педагогов часто возникают проблемы, связанные с тем, чтобы в рамках обычного урока преподнести материал совершенно разным ученикам, каждый из которых может продвигаться по учебной программе в своем темпе.

На платформе от компании «Мобильное электронное образование» (совместный проект «1С» и группы ЛАНИТ) дети 1-3 классов с нарушением речи, задержкой психического развития и легкой степенью интеллектуальных нарушений могут получить адаптированный для них образовательный контент. Задача платформы — устранить образовательное неравенство, дать возможность ребенку получить качественное образование вне зависимости от обстоятельств.

Уникальный инструмент платформы — матрица назначения заданий: учитель может в несколько кликов подобрать отдельные задания для каждого ребенка. Цветовая маркировка заданий в зависимости от уровня сложности помогает учителю быстрее подбирать задание для ученика. Дети с особенностями восприятия изучают тот же материал, что и одноклассники, но их контент адаптирован, интернет-уроки снабжены дополнительными подсказками, учитывающими индивидуальные потребности учеников.

Также материалы озвучены — многим детям, во-первых, сложно читать в начальной школе, во-вторых, им проще воспринимать голос, чем буквы, даже в том случае, если они уже умеют читать. Другие ученики не видят и не знают, что их одноклассник обучается по своей программе, — эта информация есть только у педагога в личном кабинете. У родителей есть доступ к платформе: они могут посмотреть, как проходит обучение, и в случае необходимости связаться через платформу с учителем или администрацией школы.

Платформа подходит не только для обучения детей с ОВЗ, но и для школьников, желающих обучаться по индивидуальным программам, например, во время подготовки к олимпиадам или экзаменам.

Помимо школьной программы «Мобильное электронное образование» помогает детям освоить ключевые навыки XXI века: умение хорошо общаться, работать в команде, быть креативным, критически воспринимать информацию.

Сейчас платформа широко используется в школах России и получает положительные отзывы. Например, Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов в Тамбовской области проводит мониторинг использования платформы в обучении детей с ОВЗ, и данные исследования положительные: около 90 процентов педагогов считают, что платформой удобно пользоваться, и ее программы действительно обслуживают нужды самых разных детей.

Как подтянуть свои рабочие навыки и реализовать себя в специальности? Решение: «Цифровая платформа центров опережающей профессиональной подготовки»

По поручению президента России с 2018 года в России создаются центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). Это одна из важных мер по борьбе с безработицей в регионах. Такие центры призваны обеспечить взаимодействие пяти сторон: граждан в поисках работы, образовательных учреждений, преподавателей, работодателей и ответственных госструктур.

Компания «НОРБИТ», входящая в группу «ЛАНИТ», разработала цифровые платформы для ЦОПП в Забайкальском крае, Новосибирской, Тамбовской и Курской областях. Некоторые центры при открытии пригласили крупных работодателей региона, чтобы ознакомить их со своими возможностями. За год работы ЦОПП в Забайкальском крае системой охвачены 16 351 человек, из них прошли обучение 4378 человек, отмечает руководитель ЦОПП Забайкальского края Нина Номоконова.

Работодатели размещают на платформе запрос на специалистов определенных специальностей — под эти запросы образовательные учреждения, присутствующие на платформе, создают программы, на которые набирают группы обучающихся. Учебные заведения также предлагают имеющиеся у них ресурсы — методики, учебные материалы, педагогов, проводят обучение. Есть краткосрочные программы (от двух недель) и программы, рассчитанные на несколько месяцев.

Граждане могут видеть вакансии, размещенные на платформе, и профессии, которые наиболее востребованы. Например, сегодня в регионах среди специальностей, на которые есть активный спрос, — повара, социальные работники, специалисты по ремонту автомобилей, интернет-маркетологи. И этот список далеко не полный.

Проект позволяет сократить уровень безработицы. Обучение и повышение квалификации по самым «горячим» специальностям финансируются государством. В прошлом году на платформе реализовывалась федеральная программа помощи людям, потерявшим работу из-за пандемии. Есть и платные программы, которые пользователи могут пройти по своему желанию. Работодатели могут изучить цифровые портфолио обучающихся на платформе, где отображены все пройденные курсы и программы потенциального работника.

Аудитория площадки начинается со школьников — здесь они могут выбрать первую профессию, пройти профориентацию, задать вопросы представителям разных сфер, понять, в чем конкретно заключается их работа.

«НОРБИТ» постоянно совершенствует цифровую платформу для центров опережающей профессиональной подготовки, чтобы всем участникам процесса по подготовке востребованных кадров было удобно работать и использовать все возможности, предоставляемые центрами.

В условиях пандемии и повсеместного внедрения безбумажных технологий все больше возрастает значение дистанционных сервисов и онлайн-коммуникаций.

Это требует от сотрудников организаций постоянно актуализировать свои знания и навыки. Для облегчения и ускорения дистанционного обучения работников специалисты «ЛАНИТ» разработали «Платформу электронного обучения ЛАН-ПЭО».

С помощью платформы любая компания может самостоятельно проводить обучение сотрудников либо дать доступ в платформу специализированной организации для обучения кадров компании. На ЛАН-ПЭО могут обучаться до 30 тысяч работников. Каждая группа пользователей платформы видит то, что необходимо только ей: сотрудники — материалы курса, преподаватель — функционал для обучения, работодатель — статистику по обучению.

Во многих организациях сотрудникам требуется регулярно проходить обязательное обучение. Делать это во время рабочей смены не всегда удобно. ЛАН-ПЭО помогает распределить нагрузку и проходить обучение по пути на работу или дома — платформа адаптирована для использования в браузерах мобильных устройств, планируется запуск собственного мобильного приложения.

Отдельное ноу-хау платформы — интерактивные электронные книги Active Textbook. Это методические пособия, которые выглядят как обычные электронные документы, но с опцией добавления в учебный материал какой-либо задачи для решения прямо на странице, видео или вопроса с возможностью пользователей на него отвечать и дискутировать в документе. Даже никогда не работавшего с системой человека можно научить создавать свой первый курс за 30 минут.

Таким образом, благодаря ЛАН-ПЭО компании смогут повысить уровень знаний своих сотрудников в различных бизнес-областях, сократив затраты на обучение, проводить проверку знаний и аттестацию сотрудников.

«В эпоху изменений, когда почти ежедневно появляются новые технологии, трансформируются бизнес-процессы, меняется образ жизни людей, приходится постоянно чему-то учиться. Почти невозможно получить одно образование на всю жизнь — теперь необходимо регулярно осваивать новые навыки и знания. Они стали доступны в том числе благодаря множеству онлайн-сервисов для обучения. В этой сфере у "ЛАНИТ" сильная экспертиза. Мы рады предложить бизнесу качественные образовательные платформы для подготовки специалистов по самым актуальным направлениям», — рассказал президент группы компаний ЛАНИТ Филипп Генс.

Автор: Константин Ляпунов
Источник: Lenta.ru, 25.10.2021