Что не так с отслеживанием цепочек поставок

07.08.2019


Управление цепочками поставок - область, где можно встретить множество цифровых инноваций. О каких проблемах можно говорить при внедрении новых решений – в краткой выжимке из нашего практического опыта работы с клиентами.


Внедрение цифровых цепочек поставок – дорога, которая выстлана благими намерениями. Производитель рассчитывает, что его товары попадут на рынок, защищенный от подделок. Государство спит и видит сокращение "серого" рынка, а значит рост налоговых и таможенных сборов. Маркетологи и рекламисты надеются, что понимание потребления поможет лучше продавать. А потребитель уверен в безопасности и качестве.

Каждый раз, когда мы подходим к конкретной задаче управления цепочками поставок, не важно это высоковольтные кабели или самокаты, мы сталкиваемся с проблемами, которые лежат вне области технологий. Решение этих проблем – не вопрос цифровизации, а изменений в управлении, ментальности и понимания сложного совместного бизнеса.

Важный момент – все перечисленное ниже чаще всего известно участникам на самом первом шаге трансформации бизнес-процессов. И тем не менее любая из перечисленных проблем может оставаться нерешенной до конца проекта.

Все это, к слову, не означает, что проблемы нерешаемы.

1. Физический мир – источник неправды

Будущее, которое уже наступило – это разнообразные датчики, IoT устройства, сканеры и другие поставщики информации в режиме реального времени. Однако каждый раз, когда цифровая система заглядывает в физический мир – подлинность данных может быть поставлена под сомнение. Мы признаем, что доверие к человеку может быть ниже доверия к датчику IoT, но и от заключения «градусник не врет» не стоит ждать 100% достоверности.

Данные любого физического объекта при должном старании можно подделать.

Аспект доверия к партнеру гораздо более сложный. Редко, когда выгода от использования новой системы ясна всем. На практике чаще всего существует лидер, внедряющий новую технологию, и все остальные. На одной из конференций представители такого монстра, как компания Coca-Cola сетовали, что ни один из ритейлеров не предоставляет им достоверную информацию о текущем остатке товара в сетях. А это значит, что прогнозирование поставок и оптимизация цепочек не основывается на реальном спросе. Но продавцов тоже можно понять – правдивые данные могут повлиять на условия поставок.


Поиск необходимой всем общей выгоды – непростое дело. Но вне зависимости от сложности бизнес-экосистемы мотивация (как и демотивация) каждого участника должна быть четко определены и оговорены с участниками.

2. Двойная работа неэффективна

В случае физического товара «оцифровка» цепочек поставок – сложная задача. Допустим, условные производитель-перевозчик-продавец, как ключевые игроки, создают единую цифровую среду для нового, более эффективного взаимодействия. При этом у каждого из них останется своя «кухня» за пределами совместной работы.

Распространенная практика, когда цифровая система начинает работать параллельно существующим процессам. Что при этом происходит с простыми исполнителями? Они не получают никаких стимулов работать с новым инструментом и фактически вынуждены делать двойную работу, работать и на старую, и на новую систему одновременно.

Понимание этой сложности и ее влияние на оценку эффективности нового решения должно также определяться заранее.

3. Решим самую сложную задачу – решим все остальные

Внутри неэффективной цепочки поставок лежит клубок разнообразных проблем, которые возможно решить путем оцифровки всех данных и процессов. Но это не значит, что с внедрением цифровой прослеживаемости они будут решены автоматически.

Например, проблема оценки длительности операций, выполняемых участниками при поставке товаров. Считается, что если мы сразу получим информацию обо всех этапах, мы сумеем выделить «узкие» места и повысить эффективность. Другой пример – управление региональными продажами и бонусами продавцов. Очень часто товары, отправляемые дилерам в конкретный регион, «всплывают» на территории другого региона/дилера и нарушают баланс продаж. Считается, что оцифровка цепочек поставок может выявить нерадивых продавцов и повлиять на модель работы с коммерческими представителями.

Цифровые цепочки поставок действительно позволяют получить целый пласт информации для принятия управленческих решений. В приведенных примерах проблемы имеют более простое прикладное решение, которое может быть реализовано параллельно системе управления поставками. В первом случае это прямой контроль операций, во втором – продуманная система стимулирования продаж.


4. Маркетинг потом что-нибудь придумает

Цифровая маркировка, которая становится опорной точкой идентификации уникального товара, дело затратное. Внедрение маркировки может потребовать изменений в процессах производства и каждый уникальный товар может потребовать особенного решения, вне зависимости от выбранной технологии (RFID, QR, Data-matrix и др.).

Частая проблема, когда идентификация продукта или товара связывается с производственными (например, учёт) или торговыми задачами (см. п. 3), а маркетинг и взаимодействие с потребителем рассматривается как вторичный процесс. Очень часто эти юниты даже не являются потребителем информации, которую генерирует SCM.

Внедрение систем прослеживаемости цепочек товаров должно реализовывать задачи совершенно разных заинтересованных сторон внутри компании и не рассматриваться как инструмент повышения эффективности конкретного подразделения.

В итоге, что делать бизнесу, который работает с цепочками поставок? Во многих проблемах присутствует главный элемент - потребность в достоверности и прозрачности. Прежде чем тратить ресурсы на проект, проверьте, не присутствует ли в вашей бизнес-экосистеме тот, кто кровно заинтересован в непрозрачности. И будьте готовы к противодействию и сопротивлению, если такой участник пока не может остаться вне целевой системы.

Если вы рассчитываете, что новые технологии сделают вас более эффективными - сделайте так, чтобы в этом были заинтересованы все участники. Если вы видите проблемы текущих процессов - решайте их, а не ищите подтверждения гипотез за счет цифровых технологий.

Изменения в бизнесе, связанном с цифровизацией цепочек поставок, очень непросты. И для внедрения инноваций потребуется намного больше доверия и сотрудничества между подразделениями, чем многие коллективы привыкли вкладывать.

Источник: vc.ru, 07.08.2019

Другие статьи по теме