Александр Родионов. Инструкция: как среднему бизнесу внедрить управление инновациями

09.04.2019

Александр Родионов, директор Центра инноваций ЛАНИТ
Успехов в бизнесе можно ждать только по направлениям, где есть регулярный менеджмент. Если руководитель говорит об инновациях, только увидев пресс-релиз конкурента, то компания вряд ли добьется роста эффективности благодаря новой бизнес-модели и продуктам



Прагматичный подход к работе с инновациями в бизнесе заключается в том, чтобы:

  1. определить стратегические цели компании, которые недостижимы в рамках текущей бизнес-модели, процессов, подходов;
  2. регулярно отслеживать тенденции, которые могут влиять на бизнес и понимать, можно ли их использовать для развития компании;
  3. на основании выбранных тенденций сформулировать гипотезы и проверить их;
  4. внедрить гипотезу, прошедшую проверку, в текущую деятельность компании.
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

1. Как правильно определить стратегические цели

Для начала задайтесь тремя стратегическими вопросами.

Каким должен быть ваш бизнес через три—пять лет?
Какого оборота вы хотите достичь?
Какие проблемы предстоит решить, чтобы этого добиться?
Возможно, вы считаете органический рост на 10–15% за несколько лет хорошим показателем и закладываете в план именно эту цифру. По моему опыту, для драйва сотрудника нужно задавать более высокую планку. Вы едва ли увеличите оборот компании вдвое традиционными методами. Это и есть поле для инноваций, то есть для тех механизмов, которые вы еще не применяли.

Вот два совета, которые помогут вам правильно определить стратегические цели.

Совет № 1: воспользуйтесь помощью фасилитатора

Чтобы наметить амбициозные стратегические цели, можно пригласить фасилитатора (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. — «РБК Pro»). В одиночку главе компании сложно структурировать все аспекты бизнеса, а коллективу непросто выработать единую стратегию, как правило, у каждого свое видение ситуации.

Личное отношение к сотрудникам и их идеям может помешать руководителю направлять дискуссию. Фасилитатор поможет участникам коллектива выработать общую позицию даже по самым острым вопросам. В итоге вы получите список целей, который опирается на текущее состояние бизнеса и с которым согласны все сотрудники.

Совет № 2. Не скупитесь на работу с инновациями
Работа с инновациями требует постоянного финансирования. Важно, чтобы глава компании был к этому готов. Я видел, как руководитель, вдохновивший команду на поиск новых возможностей для бизнеса, вдруг отказался оплачивать перелет своих сотрудников в Китай для поиска стратегических партнеров. Это полностью подорвало веру коллектива в возможность перемен и убило энтузиазм. Разумеется, когда настанут лучшие времена, придется прикладывать куда больше сил, чтобы добавить бизнесу инновационного потенциала.

2. Отслеживайте тенденции, способные повлиять на бизнес

Когда вы определились со стратегическими целями и с финансированием, начинайте строить и отрабатывать гипотезы о том, как использовать сложившуюся ситуацию на рынке в свою пользу, причем делайте это регулярно.

В нашей компании, к примеру, есть рабочая группа, которая постоянно следит за:

  • новыми технологиями,
  • продуктами конкурентов,
  • изменениями в законодательстве,
  • мировыми трендами.
Рабочая группа фиксирует:
  • изменения в целевых клиентских сегментах,
  • выход на рынок новых игроков,
  • появление стартапов с аналогичными или комплементарными услугами и т.п.
Раз в две недели сотрудники выносят на обсуждение дайджест новостей. Новость, которая способна повлиять на наш бизнес, становится руководством к действию. Мы одну за другой проверяем возможности для развития в изменившихся условиях.

В последнее время основным источником трендов, влияющих на рынки, становятся государство и, в частности, политика импортозамещения. Это сложное и постоянно меняющееся явление, которое необходимо оценивать со всех сторон, поскольку оно несет в себе как угрозы для стабильно работающего бизнеса, так и новые возможности для заработка.

Проверьте, есть ли возможность воплотить вашу идею в жизнь
Как только вы определили тенденцию, которую можете использовать, проверьте, насколько реализуема ваша бизнес-идея.

  1. Если речь идет об изменениях в законодательном регулировании рынка, разумно узнать оценку отраслевых экспертов.
  2. Если вы задумались о возможностях стратегического альянса, проведите несколько раундов переговоров, чтобы понять, насколько ваше предложение о сотрудничестве интересно партнеру.
  3. Если на рынке появилась интересная технология, исследуйте потребности клиента, чтобы понять, удовлетворит ли их новый продукт, созданный с использованием этой технологии.

3. Сформулируйте и проверьте гипотезы

За основу для управления процессом проверки гипотез мы взяли методику HADI-циклов (методология, которая представляет собой алгоритм — от гипотезы через действие к данным и выводам. — «РБК Pro»), принятую в мире стартапов. Она помогает:

  • выделить конкретные бизнес-показатели, которые компании нужно изменить;
  • сгенерировать идеи, влияющие на эти показатели напрямую;
  • отслеживать изменения бизнес-показателей;
  • отсекать неработающие гипотезы.
Проверенные, работающие гипотезы нужно внедрять в текущую деятельность компании. Для этого необходимо определить, кто будет отвечать за создание нового продукта, ведение стратегического альянса или новый рынок сбыта.

Работа будет наиболее эффективной, если проектом займется автор идеи. Если это невозможно, руководителю стоит как можно раньше вовлекать потенциального исполнителя в обсуждение перспективной идеи.
Главное — не забывайте учитывать при реализации идеи уже существующие в компании процедуры управления проектами разработки продуктов, планы индивидуального развития сотрудников, планы отдела продаж, операционные планы производственных подразделений.
Автор: Александр Родионов
Источник: РБК, 09.04.2019

Другие статьи по теме