«ЛАНИТ» сконцентрировал инновации

22.11.2018
ГК «ЛАНИТ» открыла первое централизованное подразделение, осуществляющее системную работу с инновациями. В компании подразделение называют «Центр инноваций». Возглавил центр вице-президент «ЛАНИТ» Александр Родионов. Центр инноваций планирует активно сотрудничать со всей экосистемой инноваций и занять роль интегратора инноваций между крупными организациями и стартапами.

Александр Родионов

Директор центра инноваций «ЛАНИТ» Александр Родионов рассказал корреспонденту ComNews, что от идеи до презентации центра инноваций прошел год, а формализация модели работы, бюджетирование и подготовка к открытию заняли два месяца. «Объем инвестиций мы не раскрываем», - добавил он.

Центр инноваций «ЛАНИТ» планирует активно сотрудничать и с большими компаниями, и со стартапами, и с инфраструктурными партнерами. 

Цель компании - занять недостающую роль интегратора инноваций между крупными организациями и стартапами, предлагая как собственные, так и рыночные решения, обогащая их собственным опытом и экспертизой, при этом сохраняя присущую стартапам гибкость в форматах сотрудничества и скорость в реализации проектов.

Александр Родионов пояснил, что для внутренних команд все услуги центра инноваций бесплатны, если они не связаны с привлечением внешних подрядчиков. «В последнем случае мы стараемся добиться для команд лучшего предложения. Для внешних команд условия сотрудничества обсуждаются отдельно, исходя из их целей и наших возможностей», - рассказал он.

Александр Родионов отметил, что «ЛАНИТ» много лет успешно инвестирует в стартапы, однако инвестиции не являются фокусом работы центра инноваций. «Мы видим свою роль в том, чтобы найти приемлемую для крупного заказчика, нас и стартапа форму внедрения инновационных технологий стартапа в жизнь крупного заказчика», - объяснил он корреспонденту ComNews.

 «Уникальный опыт, который получают наши специалисты, реализуя сложнейшие комплексные проекты, наши лучшие практики мы стремимся в дальнейшем использовать, доводить до продуктовой стадии. Внутренние решения «ЛАНИТ» могут быть полезны в самых разных отраслях. Бизнес группы компаний диверсифицирован, у нас много разных направлений. Чтобы оптимизировать работу с инновациями, мы в едином центре сосредотачиваем все свои компетенции в этой сфере. Теперь команды смогут обмениваться опытом и ресурсами, цикл от проекта до продукта должен стать проще и проходить быстрее», - рассказал президент ГК «ЛАНИТ» Филипп Генс.

На открытии центра Александр Родионов отметил, что в системной работе с инновациями компания делает ставку прежде всего на потенциал своих сотрудников. «Наша задача – сформировать среду, в которой создание новых продуктов становится понятным, увлекательным и выгодным для всех процессом. Источником продукта может быть проектный опыт, новая технология, которой найдено новое применение для решения клиентских задач, существующий продукт, который можно использовать на новых рынках или продать в новой бизнес-модели», - добавил он.

На открытии центра инноваций проектные команды ГК «ЛАНИТ» представили продукты и решения в области цифровой трансформации, готовые к выводу на рынок.

Среди них платформа по анализу и визуализации данных iDVP (Interactive Data Visualization Platform), позволяющая отображать огромный массив данных в очень простом, интуитивно понятном виде.

Руководитель консорциума iDVP Сергей Астахов объяснил принцип работы платформы как соединение игровых технологий с технологиями по работе с данными. «Наше ноу-хау – это 3D-визуализация, это новая возможность показать большие объемы информации в непривычном для большинства людей виде. Мы на платформе iDVP для «ЛАНИТ» делаем проекты, в которых всегда используются три принципа визуализации. Принцип ситуационного анализа, когда на большом количестве объектов управления мы очень быстро и наглядно локализуем проблему. Второй – принцип раскрытия причин проблемы. Мы не только подсвечиваем проблему на экране, но и объясняем ее. Третий принцип – это «вау-эффект». Это должно быть красиво, вкусно, этим должно хотеться пользоваться», - рассказал он. 

Решение на основе искусственного интеллекта DATANA для формирования рекомендаций по управлению технологическими процессами в металлургии, нефтегазе и нефтехимии представил директор департамента Цифровых Решений «ЛАНИТ» Владимир Захаров. Он рассказал о том, что проект стартовал год назад, а эффект от применения DATANA зависит от наличия и качества собранных данных на предприятии до внедрения этого решения. Но в среднем, на этапе выплавки стали, высвобождается порядка сотни миллионов рублей в год для одного предприятия. «Мы прикинули объем экономии рынка РФ, это примерно 38 заводов черной металлургии, за год на них можно высвободить примерно 30 млрд рублей. Это только прямая экономия, есть также косвенные эффекты. Например, сокращается человеческий фактор. Наша задача - максимально освободить человека от работы и перевести технологические процессы в автоматический режим. Человек будет решать только внештатные ситуации. В итоге внедрение решения DATANA поможет сократить затраты на фонд оплаты труда на 20-80%», - рассказал Владимир Захаров.

Он сказал корреспонденту ComNews, что сейчас компания начинает пилотные проекты с тремя заказчиками из сферы черной металлургии. В рамках пилотов проводится бесплатное исследование технологических процессов компаний. «Длительность пилотных проектов 3-6 месяцев, первый месяц-два мы проводим подготовку, разбираем данные субъекта, очищаем их, смотрим чего не хватает, анализируем, строим математические и термодинамические модели, - проводим отраслевую экспертизу. Мы предполагаем, что где-то во втором квартале следующего года мы завершим пилоты и перейдем в фазу внедрения полноценного решения с полной автоматизацией этапа технологического процесса. У нас защищен инвестплан, через год у нас планируется завершение этапа плана, мы должны заключить полноценные контракты, по итогу которых мы будем зарабатывать на проценте от принесенной экономии. В проекты уже инвестирована значительная сумма», - рассказал Владимир Захаров. 

Владимир Захаров

О блокчейн-платформе TraceLabel для управления цепочками поставок и эффективных коммуникаций внутри экосистемы рассказал вице-президент по цифровой трансформации группы компаний «ЛАНИТ», руководитель DTG Денис Реймер.

Руководитель направления ИТ сервисов компании «ОНЛАНТА» (входит в ГК «ЛАНИТ», предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга) Андрей Еремин представил решение для автоматизации рутинных задач в компании, в том числе служб поддержки пользователей, с применением технологий искусственного интеллекта. «Для себя мы искали инструмент, который увеличит нашу эффективность предоставления услуг, сократить затраты и рутинный человеческий труд. Потом мы поняли, что это инструмент можно использовать не только у себя, но и продавать и решили продвигать решение на рынок», - рассказал Андрей Еремин.

Он сказал корреспонденту ComNews, что система ИИ выйдет на рынок в этом году. «Нам осталось доработать только интерфейс.», - добавил он. «Пока система потребовала только трудозатрат наших программистов. Они работали над системой около трех месяцев. Столько времени заняла реализация проекта на данном этапе – от идеи до разработки», - сказал Андрей Еремин. 

«В дальнейшем мы ожидаем расширения охвата, вывода системы ИИ на рынок. Если наша разработка никому не понадобится, будем использовать ее внутри компании, как инструмент, повышающий наше конкурентное преимущество», - подвел итог Андрей Еремин. 

Consyst Smart Service – сервис прогноза отказов оборудования на основании данных о его фактическом состоянии. О сервисе рассказал вице-президент по стратегическому развитию Consyst Business Group (образована объединением консалтинговых активов ГК «ЛАНИТ» и АО «Группа Систематика») Владимир Егоров. «В реализации сценария мы задействовали прежде всего технологию интернета вещей и систему машинного обучения. Начинается все со сбора информации с оборудования, которым располагает предприятие. Оборудование оснащено датчиками. На этапе телеметрии мы используем визуализацию сценариев. На основе анализа данных происходит обучение модели, и мы получаем возможность прогнозировать те самые отказы. Далее информация по отказам передается в систему. Наши заказчики – те предприятия, у которых оборудование исчисляется сотнями машин. Наша задача разобраться с тем, что у него есть и предложить эффективную систему использования оборудования», - рассказал Владимир Егоров. 

Руководитель направления компании «ЛАНИТ – Би Пи Эм» Константин Лопарев представил LanitRPA для роботизации бизнес-процессов фронт-офиса и бек-офиса, требующих большого объема ручных рутинных операций. В компании есть уже и выполненные проекты, и пилотные. За год работы компания научилась внедрять роботов и консультировать заказчиков по применению роботических систем, рассказал Константин Лопарев.

В завершении представления центра инноваций генеральный директор «ЛАНИТ DIGITAL» Александр Кузнецов рассказал о платформе LanitONE. Она объединяет большое количество разрозненных программных продуктов для отдельных задач в рамках цифровых коммуникаций: для создания и продвижения контента в социальных медиа, мониторинга, аналитики, модерации и реагирования в соцсетях, работой с лидерами мнений. «Мы занимаемся социальными сетями. Занимаемся тем, что помогаем крупным государственным и коммерческим структурам правильно выходить в социальные сети и настраивать там клиентский сервис", - рассказал Александр Кузнецов».

«Мы видим, как мучаются наши клиенты, и мы начали процесс мониторинга. Наша разработка пока не готова, в ближайшие полгода мы ее выкатывать не будем. Пока мы будем оттачивать решение на наших государственных клиентах, после этого будем выводить LanitONE на публичный рынок. LanitONE – публичное окно для доступа ко всем вопросам digital-коммуникаций для крупного бизнеса и госорганов. Мы последние 10 лет ведем много государственных информационных компаний и получается так, что для любой коллективной работы сегодня интерфейс социальной сети очень неудобен и мы должны сделать к нему удобное окно (CRM). Мы изначально делаем эту историю с прицелом на госорганы, потому что для нас сейчас это ключевой клиент. Позже или по подпискам, или по лицензии будем продавать ее на открытом рынке. Она родилась внутри компании, но мы понимаем, что хотим ее тиражировать на внешний рынок. Самое первое, что мы сделаем – это аудит репутации в социальных медиа. Эту штуку мы надеемся запустить в течении полугода и она будет более публичной. Это будет открытый продукт. Пока мы инвестируем в проект то, что зарабатываем сами, а в общем, порядка $2 млн планируем инвестиции в этот проект. В эту сумму мы планируем уложиться для всей LanitONE», - рассказал Александр Кузнецов.

Говоря о планах «ЛАНИТ» по открытию подобных центров в других городах, Александр Родионов отметил, что в настоящий момент компания работает в том числе и с удаленными командами, но без физического присутствия в регионах. 

Директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК Екатерина Петрова говорит о том, что внутрикорпоративный инкубатор - одна из наиболее сложных моделей. «Как правило, к ней обращаются компании, в которых среди сотрудников немало грамотных инженеров с собственными идеями разработок. При определенной поддержке идеи можно превратить в бизнес-проекты и монетизировать. Таким образом, компания может получить инновации изнутри и развить предпринимательские способности своих сотрудников. Подобная модель только зарождается в России. Она эффективна во многих ИТ-компаниях со сложной структурой, где внутри существует много бизнес-линий под разные отрасли и заказчиков», - прокомментировала Екатерина Петрова.

Директор корпоративного акселератора First BIT Lab компании «Первый Бит» Роман Калинкин отмечает, что сейчас практически все ИТ-компании, которые смотрят на несколько шагов вперед, озадачены тем, чтобы на базе своей проектной практики и накопленной экспертизы сформировать новые продукты и сервисы. «Но для этого возникает необходимость культивации продуктового подхода и постоянного анализа потребностей клиентов. Именно такие центры позволяют сделать это, а также повысить качество взаимодействия интегратора с корпоративными клиентами и стартапами. Во многих компаниях такие центры становятся центром притяжения ядра инициативных сотрудников. И это здорово. Это и есть работа с талантами в компании. При этом всегда следует помнить о возможности срабатывания одного риска: если руководство не может правильно организовать взаимодействие между материнской компанией и таким центром, то не получится синергии в создании и продвижении интересных ИТ-решений. Будет только группа людей, которая делает что-то инновационное, но не получает поддержки от основного бизнеса. Или делает что-то интересное по форме, но, по сути, ненужное рынку. И от этого ни одна сторона не выигрывает», - рассказал Роман Калинкин.

Автор: Юлия Мельникова
Источник: ComNews, 22.11.2018

Другие статьи по теме