ЛАНИТ

Группа компаний ЛАНИТ

rus | eng
+7 (495) 967-66-50
форма обратной связи

Биробиджан на светлой стороне: как мы за свои деньги город осветили

21.06.2017
Несколько месяцев мы занимались тем, что меняли внешний вид ночного Биробиджана. "ЛАНИТ-ПАРТНЕР" в рамках реализации энергосервисного контракта установил 2200 современных светодиодных светильников разных моделей, заменив устаревшие энергонеэффективные лампы на улицах центрального города Еврейской автономной области. Теперь Шолом-Алейхем сможет «читать» в любое время суток.


Памятник писателю Шолом-Алейхему (Соломону Наумовичу Рабиновичу) в Биробиджане. 
 
Светлые времена настали не только для достопримечательностей города: жители получили освещенные улицы, автомобилисты – хорошую видимость на дорогах. 

Наш проект подошел к завершению. Мы готовы рассказать, зачем инвестировать в современные осветительные технологии и насколько меняется городская среда вследствие изменения системы освещения. В этой статье, помимо описания нашего опыта реализации проекта, говорится о том, почему мы решили организовать собственное производство светодиодных светильников. 



По этим коробкам можно судить об объеме нашего энергосервисного контракта в Биробиджане. Прежде чем погрузиться в неподражаемый топонимический колорит города, умело подсвеченный нами с помощью современных диодных светильников, предлагаю вспомнить опыт солнечной Испании. 


Некогда успешный детский врач, а в 2011 году кандидат в мэры Барселоны, Хавьер Триас (Xavier Trias) во время предвыборной кампании выступил с инициативой сделать столицу испанской Каталонии «умным» городом. По мнению Триаса, активное внедрение современных информационных технологий в городскую среду способствовало бы экономическому подъему города. Ставка на улучшение экономической ситуации посредством ИТ делала предвыборную программу Триаса чрезвычайно актуальной, поскольку в те годы Испания переживала сильнейшую рецессию за последние 25 лет. 

В итоге 2 июля 2011 года политик взошел на пост мэра Барселоны. С этого дня началась реализация комплексной программы по превращению обычного города в «умный». Для этого, помимо установки разнообразных датчиков, умных светофоров и всего прочего, надо было решить вопросы с улучшением экологической ситуации. Это подразумевало в том числе преобразование системы уличного освещения – замену неэффективных ламп на современные LED-светильники и установку сенсоров, с помощью которых можно было бы регулировать уровень освещенности городского пространства. 


Площадь Испании в Барселоне



Насколько мэру Барселоны удалось реализовать запланированное, можно судить по рейтингу Juniper Research: в 2015 году столица Каталонии была признана самым «умным» городом в мировом масштабе. И хотя в последующие годы лидерами по «уму» становились другие населенные пункты, это не отменяет положительного влияния внедрения современных достижений в сфере ИТ. На это и рассчитывают в городе на берегу Биры. 


Набережная Биробиджана

Столица Еврейской автономной области хотя и не может похвастаться таким же, как в Испании, климатом, но в вопросах улучшения освещенности улиц ничем не уступает столице Каталонии. В мае хабаровская компания «ЛАНИТ-ПАРТНЕР» завершила здесь проект по замене устаревших уличных светильников на современные LED-лампы. Хабаровск, говорят, завидует.

Причинно-следственные связи


В освещении городов существует немало проблем. C 2003 года вопросы нерационального использования искусственного освещения стали предметом исследования Международной ассоциации темного неба (International Dark-Sky Association) и получили название «световое загрязнение» (light pollution). По мнению экспертов, из-за неграмотного управления системой освещенности современные города тратят около трети электроэнергии впустую. Часто причиной тому является неправильная установка осветительных приборов или использование неподходящих моделей на различных участках населенного пункта. 

Для российских городов характерно не столько неправильное расположение светильников, сколько использование морально устаревших и энергонеэффективных – ламп накаливания (со светоотдачей не более 12 Лм/Вт) и светильников с ртутными и натриевыми лампами (до 55 Лм/Вт). Ситуацию нередко усугубляет физический износ осветительного оборудования в целом. По разным оценкам, доля «антиквариата» в системах освещения может достигать 60%. Это приводит к снижению освещенности дорог в 2-3 раза, что вызывает уверенный рост аварийности. 

Невыполнение строительных норм и правил (СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение»), касающихся яркости и равномерности освещения, замечают не только автомобилисты. Жертвами плохой освещенности становятся и посетители садово-парковых зон. Вопрос не только в безопасности перемещения по слабо освещенным местам прогулочных зон. Например, натриевые лампы высокого давления, нередко используемые для подсветки парков, имеют довольно низкий индекс цветопередачи, что приводит к искажению восприятия окружающего пространства. Более того, такие светильники могут устанавливаться на высоких опорах, предназначенных для освещения автомагистралей. Это еще больше усиливает визуальные эффекты и ухудшает общий уровень освещенности мест отдыха.  


Набережная Биробиджана
 
Использование неэффективного осветительного оборудования чревато и экономическими последствиями.  Если энергопотребление светильников высоко, бюджет города несет значительные затраты. В этом контексте важно упомянуть, что согласно федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» освещение улиц любого населенного пункта — будь то мегаполис или скромный провинциальный городок — зона ответственности исключительно органов местного самоуправления. Именно им необходимо решать, где взять средства на организацию или модернизацию освещения. Замена светильников в городе, где проживают 100-200 тыс. человек, по разным оценкам, обойдется примерно в 40 млн рублей. Для городов покрупнее (до 500 тыс. жителей) сумма возрастает до 60-80 млн рублей. Далее включаем арифметическую прогрессию. Естественно, что далеко не каждый городской бюджет способен похвастаться свободными миллионами, которые могут быть инвестированы в освещение улиц. Других проблем хватает.  

В то же время не все так печально, как может показаться на первый взгляд. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет муниципалитетам привлекать внебюджетное финансирование. Это и было сделано в Биробиджане. В итоге, наша компания взялась за проект по замене устаревших уличных светильников.  

Когда Восток — дело умное


Всего в городе к концу мая 2017 года было установлено 2200 светодиодных светильников трех разных моделей. Где какой использовать, определяли по мощности каждого вида, кривой света под расчетную высоту и ряду других параметров проектируемого участка. 



Светодиодные магистральные, мощность светового потока которых в зависимости от модели составляет от 3800 Лм до 31500 Лм, устанавливали для освещения дорог, территорий предприятий и дворовых площадей. 



С помощью светодиодных консольных светильников (максимальная мощность светового потока — 4500 Лм) освещали парковки, второстепенные улицы, проезды и т. п. Столь широкую область применения светильники имеют благодаря возможности использования восьми видов линз.



Уличный консольный светодиодный светильник (фонарь) (мощность светового потока от 3640 Лм до 14600 Лм) гармонично вписался в ландшафт оживленных автомагистралей, стоянок, парков. Обладая высокими антивандальными характеристиками, он также может применяться для освещения железнодорожных платформ и переездов. Предназначен для замены таких светильников, как ДРЛ-125, ДНаТ-125, ДРЛ-250, ДРЛ-400.



В результате замены неэффективных светильников и автоматизации освещения фактическое энергопотребление систем уличного освещения Биробиджана снизилось почти вдвое. Старые светильники потребляли 250-400 ватт электроэнергии, а новые диодные — не более 160 ватт. Есть основания ожидать в  будущем кумулятивного эффекта — потребление электроэнергии в масштабах города будет сокращаться более чем на 1 млн кВт/ч в год. 

Светодиодные светильники выгоднее и в смысле долговечности. В отличие от газоразрядных ламп, они не сильно нагреваются, поэтому не происходит термического износа. 

Экономит город и на обслуживании светильников. Для замены исчерпавшей ресурс лампы требуется выезд бригады электриков, который оплачивается из городского бюджета. Поэтому, чем реже придется менять лампы, тем лучше для казны. Светодиодные светильники рассчитаны на 50-60 тыс. часов эксплуатации. Для сравнения, их металлогалогенные сородичи прослужат раз в пять-шесть меньше – всего 10-11 тыс. часов. Выводы напрашиваются сами.



Наряду с очевидной экономией есть и другие преимущества для города в использовании светодиодных ламп. Например, решается вопрос приведения освещенности в соответствие с нормативами. Светоотдача современных светодиодных светильников может достигать 135-165 Лм/Вт  (стоит ли вспоминать куда более скромные показатели «световой» мощности предшественников?!). Они практически не имеют задержки при включении, в то время как другим светильникам надо «разгореться» до нужного светового потока.

Единственный, пожалуй, «недостаток» замены старых уличных светильников на современные в том, что часто требуется модернизировать и сеть электропитания. Устаревшие системы, неизолированные провода представляют риск для диодов. Но этот «недостаток» легко компенсируется дополнительным бонусом от энергосервисного контракта*: все газоразрядные лампы, вместо которых были установлены новые светильники, остаются в собственности заказчика. Их можно использовать на неосвещенных участках города, что будет способствовать снижению уровня преступности и несчастных случаев. К сожалению, сегодня для многих российских городов ликвидация темных пятен — территорий, где полностью отсутствует освещение, — в числе первоочередных задач.

* Терминология
Энергосервисный контракт — особая форма договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение.

В рамках энергосервисного контракта заказчику (в нашем случае — это органы муниципальной власти Биробиджана) не надо делать первоначальные инвестиции для реализации проекта. Энергосервисная компания («ЛАНИТ-ПАРТНЕР») самостоятельно финансирует все мероприятия в рамках контракта, включая проектные расчеты по подбору светильников для освещения дорог согласно ГОСТ и СнИП. Возврат средств осуществляется за счет ежемесячной экономии, которая достигается после внедрения энергосберегающих технологий. 

За примерами даже ходить не надо. В «частном секторе» Биробиджана (микрорайон Биробиджан-2, поселки Тукалевский и Партизанский-2) есть неосвещенные улицы. Тянуть туда линии электропередач на опорах дорого и долго. Вопрос удалось решить с помощью светодиодных ламп на солнечных батареях. К слову, такое же решение использовалось и при оснащении светильниками набережной Барселоны.  

Производственная необходимость


Начиная работать в рамках энергосервисного контракта, мы столкнулись с тем, что рынок светодиодных уличных светильников в России переполнен предложениями. Многие производители, стремясь выиграть в конкурентной гонке, жертвуют качеством продукции, из-за чего сложно найти хорошие варианты по разумной цене. Поэтому мы решили организовать собственное производство, чтобы всегда можно было гарантировать заказчику долгую службу установленных нами светильников.

Выпускать собственные светильники мы стали на базе своей компании "ИНТОРА-Инжиниринг" (Хабаровск) — производителя электрощитового оборудования в дальневосточном регионе. Компания выпускает  светильники LuxON UniLED S и  LuxON Bat для уличного освещения и LED-прожекторы.  



Консольный светодиодный светильник LuxON UniLED S универсален. Он подходит для освещения различных территорий, поскольку предполагает возможность использования различных линз. 

Преимуществом светодиодного фонаря LuxON Bat, помимо экономии электроэнергии, можно считать его цельнолитой алюминиевый корпус.  Он специально разработан для эффективного применения светодиодов и гармонично вписывается в городское пространство.



Светодиодные прожекторы в основном применяются для освещения рекламных носителей и объектов архитектуры. Нередко используются они и в организации освещенности складов и производственных цехов. «ИНТОРА-Инжиниринг» выпускает два типа прожекторов — Turtle и LuxON Skat.

Первый — простой и надежный прибор, готовый прийти на замену металлогалогенным прожекторам. Модельный ряд составляют три модификации по 18, 24 и 35 Вт. Конструкция корпуса разработана таким образом, чтобы защитить светильник от попадания внутрь пыли и влаги. 

Светодиодный прожектор из серии LuxON Skat можно эксплуатировать в промышленном освещении (производственные территории), уличном пространстве (парковки, стоянки, автозаправки, рекламные площадки) и для подсветки зданий.

Модульная система конструкций светильников позволяет собирать световые приборы разного размера и мощности, исходя из требований проекта. 



Светильники, произведенные на базе компании «ИНТОРА-Инжиниринг», на 80% состоят из отечественных комплектующих. При их производстве используются запатентованные технологии. 


 
Например, технология корпусирования источников тока с использованием кварцевого песка. Благодаря этому повышается уровень ремонтопригодности драйверов устройства.
 


Увеличивают срок службы светильников (до 100 000 часов) и встроенные блоки защиты от перенапряжения (380 В) и термоперегрева. 
 






Светильники разработаны по современным стандартам качества и отвечают всем заявленным требованиям и нормам. При производстве используются немецкие светодиоды OSRAM со световым потоком до 147 Лм/Вт и стекло из поликарбоната. Предусмотрена защита от внешних воздействий. Эффективность эксплуатации подтверждается официальными протоколами испытаний.  
 

Барселона. Ждем снимки ночного Биробиджана из космоса
 
P.S. Пока мы развиваем собственное производство, группа Mobile World Capital Barcelona занимается созданием «умной» парковки:  зарезервировать и оплатить парковочное место можно будет в одно касание экрана смартфона. Надо признать, компании группы ЛАНИТ и здесь в тренде. О наших проектах в сфере транспорта мы расскажем в одной из следующих публикаций.

Источник:  Habrahabr, 21.06.2017
Ссылка на источник:  https://habrahabr.ru/company/lanit/blog/331302/
Яндекс.Метрика